Персональный сайт Соловьевой О.Г.
|
Демоверсия ЕГЭ по биологии 2013г. В прикреплённом файле.
BI_DEMO_2013.pdf
Словарь терминов с пояснением (для подготовки к ЕГЭ и ГИА)
Slovar.pdf
Проект
Расписание проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году |
Дата |
ЕГЭ |
ГВЭ |
ГИА-9 |
Досрочный период |
20 апр (пт) |
русский язык |
|
|
23 апр (пн) |
иностранные языки, география, химия, история |
|
|
26 апр (чт) |
математика |
|
|
02 мая (ср) |
информатика и ИКТ, биология, обществознание, литература, физика |
|
|
04 мая (пт) |
резерв: по всем предметам |
|
|
Основной период |
28 мая (пн) |
информатика и ИКТ, биология, история |
|
|
29 мая (вт) |
|
|
математика |
30 мая (ср) |
|
|
|
31 мая (чт) |
русский язык |
русский язык |
|
01 июня (пт) |
|
|
обществознание, химия, география, история, физика, биология, , иностранные языки, литература, информатика и ИКТ |
02 июня (сб) |
|
|
|
03 июня (вс) |
|
|
|
04 июня (пн) |
иностранные языки, химия |
|
|
05 июня (вт) |
|
|
русский язык |
06 июня (ср) |
|
|
|
07 июня (чт) |
математика |
математика |
|
08 июня (пт) |
|
|
|
09 июня (сб) |
|
|
|
10 июня (вс) |
|
|
|
11 июня (пн) |
|
|
|
12 июня (вт) |
|
|
|
13 июня (ср) |
обществознание, физика |
|
|
14 июня (чт) |
|
|
обществознание, химия, география, история, физика, биология, иностранные языки, литература, информатика и ИКТ |
15 июня (пт) |
|
|
|
16 июня (сб) |
география, литература |
|
резерв: русский язык, обществознание, биология, физика, информатика и ИКТ |
17 июня (вс) |
|
|
|
18 июня (пн) |
резерв: иностранные языки, обществознание, биология, информатика и ИКТ |
|
резерв: математика, история, химия, литература, география, иностранные языки |
19 июня (вт) |
резерв: география, химия, литература, история, физика |
|
|
20 июня (ср) |
резерв: русский язык |
|
|
21 июня (чт) |
резерв: математика |
|
|
Дополнительный период |
7 июля (сб) |
русский язык, химия, информатика и ИКТ |
|
|
10 июля (вт) |
математика, география, иностранные языки |
|
|
12 июля (чт) |
обществознание, литература, физика |
|
|
14 июля (сб) |
биология, история |
|
|
16 июля (пн) |
резерв: по всем предметам |
|
|
Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по БИОЛОГИИ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2012 г. следует иметь в виду, что задания, в него включённые, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2012 г. Полный перечень элементов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2012 г., приведен в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 г. по биологии. Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.
Часть 1 Содержит 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Тест по части 1
-
Баллов: 1
|
Генеалогический метод используют для |
|
Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании |
|
Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке? |
|
Что характерно для соматических клеток позвоночных животных? |
|
К неклеточным формам жизни относятся |
|
Изображённый на рисунке организм размножается |
 | |
|
Промежуточный характер наследования признака проявляется при |
|
Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)? |
|
Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении? |
|
Какой признак у грибов и растений является сходным? |
|
Побег – вегетативный орган, образованный |
|
Почему папоротники относят к высшим растениям? |
|
Пресноводную гидру относят к типу Кишечнополостные, так как она |
|
Особенность внешнего покрова пресмыкающихся – наличие |
|
Функцию всасывания питательных веществ в пищеварительной системе человека выполняют |
|
Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная
 |
|
Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, – |
|
Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь |
|
Одна из причин близорукости – |
|
Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, – критерий |
|
Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает |
|
Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством |
|
К атавизмам человека относят появление |
|
Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения. |
|
Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы? |
|
Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как |
|
В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров? |
|
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? |
|
Благодаря оплодотворению и мейозу |
|
Частота нарушения сцепления между генами зависит от |
|
Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует |
|
Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш? |
|
Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством |
|
Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, – это |
|
Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается |
|
Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции? А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции. Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции. |
|
Какие процессы происходят в профазе первого деления мейоза? | 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) образование метафазной пластинки 4) сближение гомологичных хромосом 5) обмен участками гомологичных хромосом 6) спирализация хромосом
| |
|
У насекомых с неполным превращением | 1) три стадии развития 2) внешнее оплодотворение 3) личинка похожа на кольчатого червя 4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым 5) за стадией личинки следует стадия куколки 6) личинка превращается во взрослое насекомое
| |
|
Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов? | 1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений 2) образование корней у папоротникообразных 3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях 4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений 5) защита семян в плодах у покрытосеменных растений 6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
| |
В заданиях В4–В7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Примечание: При переносе ваших ответов в бланк ответов №1 получившуюся последовательность цифр впишите справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
|
|
Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят. |
|
  ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ |
|
ОТДЕЛ |
|
А) |
не выносят засушливых условий |
|
Папоротниковидные |
|
Б) |
жизненная форма – деревья и кустарники |
2) |
Голосеменные |
|
В) |
яйцеклетка созревает в семязачатке |
|
|
|
Г) |
образуют мелкую сухую пыльцу |
|
|
|
Д) |
в цикле развития присутствует заросток |
|
|
|
| |
|
Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет. |
|
  ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
|
ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ |
|
А) |
направляет импульсы к скелетным мышцам |
|
соматическая |
|
Б) |
иннервирует гладкую мускулатуру органов |
2) |
вегетативная |
|
В) |
обеспечивает перемещение тела в пространстве |
|
|
|
Г) |
регулирует работу сердца |
|
|
|
Д) |
регулирует работу пищеварительных желёз |
|
|
|
| |
|
Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом. |
| |
|
Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят. |
| |
В задании В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу соответствующие им цифры
Примечание: При переносе ваших ответов в бланк ответов №1 получившуюся последовательность цифр впишите справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
|
|
Укажите последовательность процессов географического видообразования.
| 1) распространение признака в популяции 2) появление мутаций в новых условиях жизни 3) пространственная изоляция популяций 4) отбор особей с полезными изменениями 5) образование нового вида
| |
|
 
Методика шкалирования ЕГЭ
http://www1.ege.edu.ru
За весь период проведения ЕГЭ как в формате эксперимента, так и в штатном режиме:
- накоплен массив статистических данных о результатах ЕГЭ и о практике их использования при организации конкурсного отбора в вузы;
- сформировалось профессиональное экспертное сообщество, имеющее опыт оценивания экзаменационных работ, организации и проведения конкурсного отбора абитуриентов по результатам ЕГЭ;
- в целом стабилизировались экзаменационные модели по общеобразовательным предметам, отражающие содержательное и уровневое разнообразие требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- укрепилась роль ЕГЭ как системообразующего института оценки качества общего образования в РФ.
Произошедшие изменения обусловили необходимость модернизации методики и процедуры определения тестовых баллов ЕГЭ (шкалирования): в первую очередь, для повышения прозрачности и надежности результатов шкалирования, а также привлечения к формированию алгоритмов шкалирования представителей профессионального вузовского сообщества, занятых в организации конкурсного отбора абитуриентов.
Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2011 г. предполагает поэтапное установление соответствия тестовых и первичных баллов.
I этап.
В диапазоне первичных баллов по общеобразовательному предмету выбираются два граничных значения первичных баллов - ПБ1 и ПБ2, разделяющие группы участников с различным уровнем подготовки по данному предмету.
Величина ПБ1 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует об усвоении участником экзамена основных понятий и методов по соответствующему общеобразовательному предмету. Он определяется на основе экспертизы демонстрационного варианта по данному общеобразовательному предмету специалистами общего образования, ссузов и вузов различного профиля из разных субъектов РФ[1]. Экспертиза осуществляется с учетом уровня сложности каждого задания и значимости проверяемого им содержания, умения, навыка, способа деятельности в контексте предмета.
Величина ПБ2 выбирается как наименьший первичный балл, получение которого свидетельствует о высоком уровне подготовки участника экзамена, а именно, о наличии системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по соответствующему общеобразовательному предмету.
Значения граничных первичных баллов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Значения граничных первичных баллов в 2011 г.
Предмет
|
ПБ1
|
ПБ2
|
Русский язык
|
17
|
53
|
Математика
|
5
|
14
|
Обществознание
|
15
|
48
|
История
|
14
|
54
|
Физика
|
12
|
33
|
Химия
|
15
|
59
|
Биология
|
17
|
60
|
География
|
15
|
45
|
Информатика
|
9
|
32
|
Иностранные языки
|
16
|
65
|
Литература
|
7
|
33
|
II этап.
Соответствующие граничные тестовые баллы ТБ1 и ТБ2 в 2011 г. определяются с учетом результатов ЕГЭ 2010 г.:
- для граничного первичного балла ПБ1 вычисляется процентная доля участников ЕГЭ 2011 г., набравших такой же или меньший первичный балл (рейтинг первичного балла);
- среди участников ЕГЭ 2010 г. по соответствующему общеобразовательному предмету выбираются двое, имеющие наиболее близкие к вычисленному рейтинги первичных баллов (у одного – не больше, у другого – не меньше), и затем тестовый балл ТБ1 вычисляется как среднее арифметическое тестовых баллов этих двух участников с округлением до ближайшего большего целого числа.
Аналогично определяется ТБ2 как тестовый балл в 2010 г., соответствующий рейтингу ПБ2 в 2011 г.
В случае, если экзаменационная модель по предмету в текущем году не менялась, в качестве ТБ1 и ТБ2 берутся значения тестовых баллов шкалы 2010 г., соответствующие первичным баллам ПБ1 и ПБ2.
Кроме того, первичному баллу 0 ставится в соответствие тестовый балл 0, а максимальному первичному баллу ПБmax ставится в соответствие тестовый балл 100.
III этап.
В завершение алгоритма все промежуточные первичные баллы между 0, ПБ1, ПБ2 и ПБmax переводятся в тестовые, пропорционально распределенные между соответствующими значениями тестовых баллов (рис. 1).

Рис. 1. Соответствие между тестовыми и первичными баллами
При таком преобразовании может случиться так, что промежуточные первичные баллы соответствуют дробным значениям тестовых. В этом случае производится округление тестового балла до ближайшего большего целого.
Указанная процедура позволяет согласовывать тестовые баллы одинаково подготовленных участников 2010 и 2011 гг. и обеспечивает сравнительную сопоставимость результатов экзамена по годам.
[1]В данном случае речь идет об оценке минимального балла ЕГЭ профессиональным сообществом. Фактическое значение минимального балла устанавливается Рособрнадзором.
Пробные тесты по биологии для подготовки
к ЕГЭ и ГИА
Рекомендации по подготовке к ЕГЭ
(типичные ошибки при выполнении заданий и разбор некоторых вопросов)
Элементы содержания ЕГЭ по биологии
(что необходимо знать )
Кодификатор ГИА по биологии для 9 класса
|